Вторая часть
Продолжим говорить о стадиях создания дизайна. В прошлый раз мы говорили про дизайн на стадии идеи, сегодня про остальные.
Проектирование
Когда идея понятна, мы выстраиваем логику взаимодействия пользователя с продуктом. Для этого используем сценарии пользователей, персонажей и быстрые прототипы.
В результате мы понимаем, какие экраны/элементы будут в продукте, какие действия выполнит пользователь для достижения своей цели. Наша задача — создать интерфейс с минимальным количеством шагов для достижения целей пользователя.
Как пользователь думает и что им движет в момент общения с продуктом?
Проектирование — это дизайн.
Оформление
На практике проектирование от оформления четко не отделяется. Просто нужно понимать, что всё, что мы спроектировали, теперь должно приобрести оригинальный вид, понятный нашему пользователю. Цвет, шрифт, композиция, сетка — на этом этапе это всё важно. Мы задаём характер будущего продукта.
Продукт выглядит как пользователь и разговаривает на языке пользователя
Оформление — это дизайн.
Согласование с клиентом
Опять же, очень размытый этап. С клиентом мы общаемся на протяжении всего процесса дизайна, но я вынес его в отдельный этап, чтобы заострить на нём внимание. Часто дизайнеры передают эту часть работы менеджерам.
Дизайн — это сервисная профессия. Нужно решить задачу клиента, при этом выстроив с ним хорошие отношения. Чем дальше дизайнер от клиента, тем хуже продукт.
Редко бывает так, что вы оформили макет и клиент сразу говорит: «Да! Давай делать дальше». Чаще будут комментарии. Дизайнер объясняет клиенту, почему пришли к такому решению, слушает комментарии и работает с ними. Правки это нормально. Нужно уметь с ними работать.
Работа с клиентом — это дизайн.
Верстка и программирование
Макеты отправляются в производство. Чтобы реализовать их так, как задумывалось, дизайнеру нужно передать максимум информации программистам. Нужно провести презентацию, рассказать принцип работы. После убедиться, что программисты правильно поняли задачу.
Во время разработки дизайнер курирует работу программиста. Сделан новый экран — дизайнер проверяет его и даёт обратную связь.
Большинство дизайн-проблем выявляются на этапе разработки.
Тут принимаются важные дизайн-решения. Что делать, если поисковая выдача дала двести результатов вместо пяти, нарисованных в макете? Как показать пользователю, что идёт процесс загрузки? Как преодолеть ограничение выгрузки файлов в 25 Мб? Если дизайнера нет, то программист или клиент встраивают какие-нибудь модули, которые усложняют систему, не заботясь об эстетике и пользователе.
Разработка — это и есть дизайн.
Отладка
Дизайнер вместе с бизнесом смотрят, как продуктом пользуются другие люди, и корректируют решения. Нужно научиться смотреть на людей и хладнокровно рубить решения, которые не прошли проверку реальностью.
Заключение
На этом дизайн не заканчивается. Он не заканчивается до тех пор, пока продукт не прекратит существование. Из каких бы этапов ни состоял процесс создания, важно понять: дизайн — это весь процесс. Дизайнер должен быть в продукте постоянно.
Со мной произошел случай:
К нам в офис зашел парень и говорит: «Ребята, вы же дизайнеры, сделайте мне креативную наклейку на машину о продаже. Вы ж остроумные» (и показывает на какую-то из наших шуток на стене).
Я: «А вы чего хотите добиться этой наклейкой?»
Парень: «Ну, прикольно, привлекать внимание будет. Я видел на одной машине такая рука машет… Мне понравилось!»
Я: «А вы хотите развеселить людей? А вы купили ту машину?»
Парень: «Эээ… Точно… Нужно крупно написать „Продам“ и телефон! Ещё ж на ходу люди не успеют прочитать длинную надпись. Спасибо, парни!»
Да, я не заработал денег. Но решил задачу клиента (причём он сам всё понял). С тех пор я сажусь рисовать только в том случае, когда это действительно необходимо.