Перед тем, как начать проектирование, нужно понять будущих пользователей. Для этого я использую метод персонажей.
Персонаж — это вымышленный пользователь, у которого есть цели в рамках полезного действия продукта. У любого продукта будет несколько персонажей, и отличаются они друг от друга своими целями.
Например, мы создаем мобильное приложение для покупки/продажи автомобилей. У нас могут быть персонажи:
Толя. Хочет купить Субарик Легази 2014 г., 3-х кубовый, обязательно с ручной коробкой передач. То есть, он точно знает, что хочет купить.
Павел. У Павла есть 800–900 тысяч рублей, и он хочет выбрать, что может купить на эти деньги. Знает, что хочет автомат и позже 2010 года выпуска.
Тарас. Перекуп. Анализирует рынок, смотрит, что продается и что можно продать, знает, что рухлядь позже 2010 года выпуска продается хуже, поэтому и не интересна ему.
Евгений. Хочет купить либо Мазду, либо Ауди. Выбирает, сравнивает по цене и году.
Когда Павел определится с машиной, он станет персонажем Толя.
Цели персонажей лежат в рамках полезного действия продукта
Цели персонажей лежат в рамках полезного действия продукта
Нельзя в это же приложение записать персонажа Кирилл, который хочет сравнить характеристики различных автомобилей. Нельзя, потому что полезное действие продукта — помогать пользователям покупать и продавать автомобили. Сравнивать авто — это про другой продукт.
Что дает персонаж?
В примере выше становится видно, что Толя готов заполнять занудную форму с фильтрами и нюансами, а Павлу это не нужно — достаточно указать год, автомат и сумму. Евгению нужна возможность искать только по двум маркам.
Когда у вас будет прототип, вы пошагово покажете, как будет достигаться цель каждого персонажа, это сделает вашу дизайн-гипотезу точнее.
Главный персонаж
Когда цели персонажей конфликтуют (как в случае Толи и Павла), нужно решить с бизнесом, какой персонаж главный, и отдать предпочтение его целям.
В авто-приложении мы решили, что главный — Павел. Мы делаем очень простую форму с минимальным количеством полей, а всё остальное спрячем. Толя будет мучиться — придется ему нажать кнопку «расширенный поиск», но для нас не страшно.
Итого:
1. Понимаем полезное действие продукта,
2. Выписываем цели пользователей и персонажей,
3. Выбираем главного персонажа.
Насколько подробно описывать персонажа после описания цели — дело ваше. Я не особый любитель оживлять их, наделять фотографией, историей и пр. Я за практичность — имя стоит дать, чтобы в команде общаться было проще.