Первый шаг к опрятному дизайну

Разберемся, почему рекламный дизайн плох, и научимся делать его хорошо.

Сегодня дизайн делает любой — компьютеры и графические редакторы доступны каждому. И предпринимателей в городах всё больше, и всем им нужен дизайн. В итоге наши города и интернет-среда заполняются подобным дизайном:

Первый шаг к опрятному дизайну, изображение №2

Этот дизайн делают дизайнеры-любители, дизайнеры, выдающие себя за профи, около-дизайнеры или вообще не дизайнеры.

Вот так выглядят похожие вещи в городах, где уровень дизайна выше:

Первый шаг к опрятному дизайну, изображение №3

И мы жалуемся на то, что живём в отвратительной среде — наш город некрасив, реклама ужасна и, вообще, у людей нет вкуса. Но тут нельзя оправдаться плохим вкусом. Если бы это было так, то эти же люди не ездили бы в Европу любоваться хорошей архитектурой, не ходили бы в уютное кафе, как только такое откроется, не покупали бы качественные вещи в торговых центрах.

Такой дизайн появляется от беспомощности: дизайнер не умеет, клиент не понимает, как заставить дизайнера сделать хорошо, потому что сам тоже не умеет.

Дизайн для третьего мира. Куда ушли хорошие дизайнеры?

Дизайнеры хотят работать над большими проектами, где ценят дизайн, бренд и прочие креативные вещи — я называю это «проектами первого мира». Но огромную часть нашего окружения составляет дизайн третьего мира — объявление в подъезде/листовка/баннер в интернете. И опытным дизайнерам некогда и скучно этим заниматься, они торопятся уйти в «первый мир». Дизайн для третьего мира делают владельцы бизнеса, маркетологи и молодые дизайнеры, которые ничего не знают о шрифтах и композиции.

Если ничего не предпринимать, то мы так и будем жить в серых унылых городах.

Вот объявление в московском метро.

Первый шаг к опрятному дизайну, изображение №4

И вот другое объявление в метро.

Первый шаг к опрятному дизайну, изображение №5

По трудозатратам они равны, но результат отличается очень. Просто первое делал человек, который ничего не знает об основах дизайна.

В сообществе Лин Дизайн есть рубрика «Дизайн Спас», где мы с ребятами показываем, как можно за 20 минут улучшить рекламу, сфотографированную на улицах города. Для этого просто нужно знать основы.

Примеры работ из рубрики #дизайнспас в сообществе Лин Дизайн.

Задача курса помочь всем, кто делает подобные макеты, научиться делать их оперативно и опрятно.

Нам не безразличен внешний вид города, не безразлична среда, в которой мы живём. Мы будем рады, если маркетологи, предприниматели, сммщики и другие ребята поддержат идею опрятной и понятной рекламы, и мы перестанем засорять город и наши глаза непонятным, не работающим, пошлым дизайном.

Прочистим стекло, прежде чем начать

Дизайнеры присылают мне макеты с просьбой указать на ошибки, подсказать, как научиться дизайну. Часто их макеты покрыты плашками, разными шрифтами, плохими изображениями и пр. Мне тяжело куда-то направить дизайнера, если он уже ушёл далеко не в ту сторону.

Представьте, что вы пришли учиться в автошколу. Вы садитесь за руль,
а лобовое стекло перед вами грязное и дорогу не видно. У инструктора — чистое, ему видно, он усердно рассказывает вам про знаки, про то, куда можно ехать и почему. Вы периодически спрашиваете инструктора: «Я сейчас правильно еду?». Он говорит «Нет!». Вы: «А сейчас?», и стараетесь сильнее выкрутить руль. Сколько бы инструктор ни советовал вам, вы всё равно не научитесь. Вы думаете, что инструктор обладает волшебным чутьем, а вы ещё нет, на деле же он просто видит, куда едет. Чтобы начать учиться, вам нужно остановиться и прочистить стекло.

Это метафора, доведённая до абсурда, но она хорошо отражает ситуацию с обучением дизайну. Прежде чем отправиться в тонкости верстки,
я предпочитаю сбрасывать дизайнера на ноль. У дизайнера есть своё представление о том, что такое дизайн и как нужно делать макеты, и оно может мешать пониманию материалов.

Поэтому большую часть курса вы будете ограничены в ресурсах. Вы сначала научитесь делать макеты на белом листе чёрным шрифтом и постепенно будете это усложнять. С «чистым стеклом» вы сможете понимать, в чём действительно заключается работа дизайнера и как её делать хорошо.

Внимание к шрифту и пространству

Рекламный макет состоит из шрифта и пространства. Не всегда там есть графика и фотографии, но шрифт и пространство — всегда. Поэтому это первое, чему нам нужно научиться.

Начинающий дизайнер относится к шрифту как к декоративному элементу — он искажает его, красит, использует разные начертания. В корне, он не понимает, что это за материал и как с ним обращаться.

Хороший шрифт — это половина пути в сторону хорошего макета. Шрифт проектируется типографом как самодостаточная сущность — его удобно читать, он красив в своих формах и пропорциях. Нам нужно уважать каждый символ шрифта и относиться к нему с заботой, понимать, зачем он создан и как он работает.

Кроме того, вы работаете со шрифтом каждый день — вы пишете письма, объявления, делаете презентации и буклеты — везде тексты и буквы. Поэтому потратьте время и разберитесь, как он работает.

Привыкайте пользоваться хорошими шрифтами. Если пока ничего не знаете о шрифтах, то используйте в первых упражнениях курса один из этих шрифтов:

PT Sans
PT Serif
Georgia — стандартный шрифт на любом компьютере

А как же паттерны, плашки и иконки?

Задача дизайнера заключается в том, чтобы донести до зрителя сообщение, данное заказчиком, в более удобной форме, чем текст. «Сделать интересно
и красиво» — это второстепенные задачи, которые решаются после главной задачи — донести суть.

Если мы сфокусируемся на декоративных элементах, плашках, паттернах, иконках, мы забудем про донесение сообщения. Мы переместим своё внимание в свой мир и забудем, что мы делаем макет для бизнеса и зрителя, который его увидит.

В рамках курса внимание на графике точно уведёт нас не туда. Мы будем относиться к ней как к специям при приготовлении блюда. Любая графика добавляется в последний момент, совсем чуть-чуть, чтобы добавить настроение и дополнить основной вкус.

Понимание графического шума и пользы

Пользой в макете мы называем всё, что помогает нам доносить сообщение. Шумом — все остальное. Каждый раз, когда мы создаем рамочку ради рамочки, мы создаем шум.

Общая рекомендация к работе дизайнера:
«Гаси шум, повышай пользу»

Дизайнер не осознает, что создаёт шум. Он засоряет макет красивыми декоративными элементами: паттернами, иконками, рамками и др. Нет ничего плохого в иконках и рамках, если они приносят пользу. Плохо, когда они создают шум.

Отличный пример, где дизайнер убрал шум из таблицы и оставил голую пользу:

Какая польза может быть в линиях и иконках? Они могут указывать на что-то, подчёркивать важную мысль или разбавлять ритм. Плашка может нести пользу, например, если нам нужно выделить именно это сообщение. А если мы принесём плашку «потому что скучно» — мы создадим шум.

Научитесь видеть шум в макете и вычищать его.

Это всё, что я хотел сказать перед началом курса. Удачной учебы!