Как не опускать руки в процессе обучения дизайну

Если ты регулярно тренируешься дизайнить, то, скорее всего, тебе знакомо состояние «что-то я не расту». Это мешает, но есть способы, как это обойти.


Ты вроде стараешься, что-то изучаешь, выкладываешься, но периодически приходит ощущение, что никакого роста нет: всё так же тяжело даются макеты, не получается крепкая вёрстка, не находятся идеи для логотипа, в иллюстрации кривые линии и т.д. В этот момент хочется забить на обучение и сказать, что система не работает или, ещё хуже: «мне не дано».

На самом деле рост идёт, но он не виден в моменте. Это связано с устройством мозга — мы не можем воспринимать в один момент времени большой объём информации. А весь наш прошлый опыт — это очень большой объём. И вот мы видим только сегодняшнюю неудачу: не удалось найти интересную идею для афиши. При этом никак не добавляем к этому успехи, которые были до этого, и не сравниваем с тем, как мы это делали вчера, и тем более месяц назад.

Не видеть свой рост — это естественное ограничение нашего мозга.

Точно так же мы не замечаем, как изменяется близкий человек, которого видим каждый день. Только когда мы не видимся с ним несколько месяцев, при встрече мы можем заметить, что человек похудел или наоборот пополнел. Мозг просто сравнил два значения: образ, который был в памяти, и новый. Образы разошлись сильно, и мы сразу это заметили.

Есть несколько моментов, которые помогают реже попадаться в эту ловушку.

1. Сделай прогресс видимым

Чтобы заметить прогресс, можно замерять себя. Круто замерять себя на одних и тех же задачах. Например, сверстал меню сегодня, распечатал и повесил на стену. Через 2–3 месяца сверстал такое же меню ещё раз и сравнил результат. При условии, что ты качал навык вёрстки, ты увидишь разницу. Увидишь, как раньше ты робко обращался с пространством листа, как боялся контрастов.

Ещё один способ увидеть прогресс — объяснять и показывать начинающим дизайнерам то, что знаешь. Ты вдруг увидишь, что, оказывается, ты вырос в сравнении с новичками — у тебя получается легко и просто, а они делают медленно. Ощущение «я крутой», конечно, иллюзия, и есть ребята, рядом с которыми ты такой же новичок, но для вдохновения и возвращения желания тренироваться — это то, что нужно.

2. Не думай о пользе процесса

В процессе тренировок ты можешь поймать себя на мысли «а точно путь, который я выбрал — эффективный?». Особенно часто такие мысли приходят, если ты выбрал путь самообучения.

Для сравнения: для того, чтобы прийти в хорошую физическую форму, нет коротких путей. В твоём теле ничего не поменяется, если ты два дня подряд подтягиваешься. Результат будет виден через несколько месяцев. Всё, что тебе нужно делать, это каждый день залезать на турник: нет смысла думать в этот момент, а развиваюсь ли я? Ты просто делаешь и всё, только так ты растешь.

Со спортом это очевидно, а с дизайном нет. Поэтому, когда ты тренируешь вёрстку и тебе приходят мысли про «неэффективность обучения», вспоминай, что ты висишь на турнике, и эти мысли покажутся смешными — чувак, просто подтягивайся 20 раз и после иди заниматься другими делами.

3. Заведи себе ачивки

В играх мы получаем вознаграждения, когда чего-то добились. Помимо того, что мы испытываем кайф в момент получения, у ачивок есть ещё одна важная функция: показывать, как много ты на самом деле сделал.

Заведи себе настенный календарь и придумай, за что ты себе будешь выдавать ачивки. Это могут быть просто наклейки-звёздочки разных цветов: например, за достижение в вёрстке — синяя звездочка, а за логотипы — зелёная.

В момент, когда настигнет желание всё бросить, ты посмотришь на то, сколько синих звездочек в календаре, и поймёшь, что не так всё плохо, как ты себе накручиваешь — ты просто попался в ловушку мозга.

Всегда помни, что кайфовать и пожинать плоды своей усидчивости сегодня ты будешь через 1–2 года, когда ты будешь верстать и понимать, что у тебя это получается на автомате и тебе ещё хочется как-нибудь интересно всё завернуть. Или придумывать идеи для логотипа станет приятным процессом, где из тебя сыпятся разные концепции.