Дизайнер, живущий в четырёх мирах

Большинство дизайнеров развиваются только в мире макетов: фотошопы, градиенты, сетки, композиция, типографика и т. д. Этого достаточно для создания хорошего макета, но недостаточно, чтобы делать продукты, удобные для пользователей.

Продукт всегда создается на пересечении четырёх миров: бизнеса, пользователей, производства и дизайна. Чтобы продукт решал задачи пользователя, был удобным и приносил деньги бизнесу, дизайнер работает на пересечении этих миров.

Четыре мира продукта

Разберёмся с каждым из миров и с тем, что там делает дизайнер.

Мир дизайнера

Цель в мире дизайнера: сделать крутой макет. Дизайнер хочет подобрать интересное визуальное решение, самовыразиться.

Темы из мира дизайнера

В мире дизайнера вы развиваетесь скорее как художник. Тут можно делать макеты в вакууме: расставлять элементы в модульной сетке, подбирать цвета, вырисовывать кнопки, наклонять голову и ощущать композицию, спорить о межбуквенном расстоянии. С помощью этих навыков вы придаёте продукту форму, которая радует глаз. Большая часть работ на «бехансах» сделана только в мире дизайна.

Мир пользователя

Цель пользователя в различных продуктах разная, но в общем её можно сформулировать как «удовлетворить потребность».

Пользователь рад, когда его цели достигаются без труда. А если ещё и пользоваться продуктом приятно, то он счастлив и предан продукту.

Чтобы попасть в мир пользователя, дизайнер ставит себя на его место: думает о его целях, понимает, какую пользу тот ожидает, изучает его привычки и поведение. Любой продукт создан для того, чтобы решать проблемы пользователя. Задача дизайнера — помнить, что дизайн создается не для дизайнера, а для пользователя.

Мир бизнеса

Это мир, из-за которого у дизайнеров сложности — клиент убивает дизайн правками. Бизнесом я называю заказчика — человека, который ставит задачу.

У бизнеса есть своя цель: зарабатывать деньги. У него есть видение, как этот продукт взаимодействует с пользователем, кто этот пользователь. Из этого вытекает задача для дизайнеров.

Дизайнер должен уметь понимать задачу, выполнять её и сдавать. Это значит, что придётся изучить темы общения с людьми, психологии, публичных выступлений и управления проектами. Из-за того, что дизайнер не погружается в мир бизнеса, он не может сдать проект, и его клиент «дурак и хочет плохой дизайн».

Мир производства

Дизайнер своими руками сделает только макет. Воплощать макет в жизнь будут программисты, верстальщики, заводы, полиграфии. Чтобы получить задуманный результат, придётся контактировать с людьми и разбираться в тонкостях производства.

Когда дизайнер придумал логотип, который будет наноситься серебристым металликом, придётся прогуляться до типографий, узнать, насколько это реально. Подержать в руках пантон-веер, узнать, как наносится такая краска.

На одной из работ я услышал от программиста фразу: «не везёт вам, дизайнерам — каждый раз нужно что-то новое придумывать. Я вот один раз код написал и использую его везде». Так работает производство. У них нет целей удовлетворить пользователей, сделать оригинально или повысить продажи. Их главная цель — делать.

Не всегда производство не хочет что-то делать. Иногда реализовать задуманное невозможно. Или возможно, но очень дорого. Когда дизайнер понимает технологию производства, он будет строить гипотезы более точно.

Заключение
Умение мыслить в этих мирах я называю дизайн-мышлением. В блоге я пишу про навыки, которые помогут дизайнеру существовать в четырёх мирах.