Большинство дизайнеров развиваются только в мире макетов: фотошопы, градиенты, сетки, композиция, типографика и т. д. Этого достаточно для создания хорошего макета, но недостаточно, чтобы делать продукты, удобные для пользователей.
Продукт всегда создается на пересечении четырёх миров: бизнеса, пользователей, производства и дизайна. Чтобы продукт решал задачи пользователя, был удобным и приносил деньги бизнесу, дизайнер работает на пересечении этих миров.
Разберёмся с каждым из миров и с тем, что там делает дизайнер.
Мир дизайнера
Цель в мире дизайнера: сделать крутой макет. Дизайнер хочет подобрать интересное визуальное решение, самовыразиться.
В мире дизайнера вы развиваетесь скорее как художник. Тут можно делать макеты в вакууме: расставлять элементы в модульной сетке, подбирать цвета, вырисовывать кнопки, наклонять голову и ощущать композицию, спорить о межбуквенном расстоянии. С помощью этих навыков вы придаёте продукту форму, которая радует глаз. Большая часть работ на «бехансах» сделана только в мире дизайна.
Мир пользователя
Цель пользователя в различных продуктах разная, но в общем её можно сформулировать как «удовлетворить потребность».
Пользователь рад, когда его цели достигаются без труда. А если ещё и пользоваться продуктом приятно, то он счастлив и предан продукту.
Чтобы попасть в мир пользователя, дизайнер ставит себя на его место: думает о его целях, понимает, какую пользу тот ожидает, изучает его привычки и поведение. Любой продукт создан для того, чтобы решать проблемы пользователя. Задача дизайнера — помнить, что дизайн создается не для дизайнера, а для пользователя.
Мир бизнеса
Это мир, из-за которого у дизайнеров сложности — клиент убивает дизайн правками. Бизнесом я называю заказчика — человека, который ставит задачу.
У бизнеса есть своя цель: зарабатывать деньги. У него есть видение, как этот продукт взаимодействует с пользователем, кто этот пользователь. Из этого вытекает задача для дизайнеров.
Дизайнер должен уметь понимать задачу, выполнять её и сдавать. Это значит, что придётся изучить темы общения с людьми, психологии, публичных выступлений и управления проектами. Из-за того, что дизайнер не погружается в мир бизнеса, он не может сдать проект, и его клиент «дурак и хочет плохой дизайн».
Мир производства
Дизайнер своими руками сделает только макет. Воплощать макет в жизнь будут программисты, верстальщики, заводы, полиграфии. Чтобы получить задуманный результат, придётся контактировать с людьми и разбираться в тонкостях производства.
Когда дизайнер придумал логотип, который будет наноситься серебристым металликом, придётся прогуляться до типографий, узнать, насколько это реально. Подержать в руках пантон-веер, узнать, как наносится такая краска.
На одной из работ я услышал от программиста фразу: «не везёт вам, дизайнерам — каждый раз нужно что-то новое придумывать. Я вот один раз код написал и использую его везде». Так работает производство. У них нет целей удовлетворить пользователей, сделать оригинально или повысить продажи. Их главная цель — делать.
Не всегда производство не хочет что-то делать. Иногда реализовать задуманное невозможно. Или возможно, но очень дорого. Когда дизайнер понимает технологию производства, он будет строить гипотезы более точно.
Заключение
Умение мыслить в этих мирах я называю дизайн-мышлением. В блоге я пишу про навыки, которые помогут дизайнеру существовать в четырёх мирах.